Автор: Андрей Васильков
Сейчас технология 3D-печати уже не воспринимается как узконаправленная и дорогая услуга. Доступность и возможность применения различных материалов позволяют проводить смелые эксперименты. Например, голландская архитектурная студия Universe Architecture собирается построить первое в мире здание, секции которого напечатаны на гигантском 3D-принтере. Это далеко не единственный, хотя и впечатляющий пример нетривиального использования трёхмерной печати.
О том, что в недалёком будущем 3D-печать будет использоваться в постройке домов, «Компьютерра» уже писала ранее, однако предположить столь грандиозные масштабы было трудно.
Спроектированный ландшафтный дом будет состоять из блоков 6×9 м. Для их изготовления планируется применять гигантский принтер D-образной формы. В качестве строительного материала используется смесь из песка и целого ряда полимерных добавок.
Общий дизайн дома основан на одностороннем листе – ленте Мёбиуса. Помимо архитекторов и дизайнеров в команде присутствуют инженеры и математики. На реализацию проекта отведено всего полтора года.
Общий вид дома повторяет ленту Мёбиуса (изображение: Universe Architecture)
В последние годы 3D-печать используется уже не только и не столько для моделирования.
С помощью 3D-принтеров решают всё более сложные инженерные задачи на Земле и за её пределами. На них изготавливают протезы, детали штурмовых винтовок и миниатюрные летательные аппараты.
Директор лаборатории синтеза Корнельского университета Ход Липсон (Hod Lipson) продолжает работать над созданием 3D-принтера, способного печатать ткани и органы человека.
Самые необычные примеры 3D-печати
Какие ещё нетривиальные идеи возможны в области 3D-печати?
Неожиданно органичное сочетание получили высокие технологии и высокая мода. В начале 2011 года студенты двух шведских колледжей искусств обрели мировую известность благодаря созданию Melonia – первых модельных туфель, напечатанных 3D-принтером. При их изготовлении не только используются точно снятые размеры по скану стопы, но и учитываются все её индивидуальные особенности.
Туфли Melonia напечатаны на 3D-принтере (фото: Naim Josefi and Souzan Youssouf)
Идея получила развитие у признанных модельеров. Голландский дизайнер Айрис Ван Херпен представила на Неделе высокой моды в Париже коллекцию «Напряжение», все предметы одежды из которой создавались методами 3D-печати. Она была разработана в сотрудничестве с архитектором Джулией Кёрнер и воплощена компанией Materialise.
Применяемая технология 3D-печати фирмы Stratasys получила название Objet Connex. Она позволяет сочетать в одном изделии несколько различных материалов. Такой подход решает множество инженерных проблем, связанных с эластичностью и прочностью изготавливаемых вещей.
Коллекция Voltage создана с использованием 3D-печати (фото: Show Studio)
Ван Херпен известна как молодой дизайнер авангардного направления, сторонница современных материалов и технологий. В своих ранних работах Айрис использовала даже точечную лазерную сварку. Она создала пальто для Леди Гага в 2009 году, а позже – весьма специфическое платье, в котором Бьорк красуется на обложке альбома Biophilia.
Теперь творения Айрис напоминают костюмы из Star Trek и «Вавилон-5″ не только формой, но и своей технологической сутью.
Как изменится сама 3D-печать?
Здесь можно выделить несколько отчётливых тенденций. Работы над повышением всеядности принтеров позволяют уже сейчас использовать их для создания достаточно прочных изделий из разнородных материалов с требуемым набором свойств. В будущем возрастёт число компонентов, пригодных в качестве сырья, равно как и улучшится качество создаваемых предметов.
По мере удешевления конструкции и снижения себестоимости произойдёт типичная подмена продаж функций продажами устройств. Всё больше людей будут осознавать целесообразность приобретения персонального принтера вместо размещения заказов онлайн и их выполнения на стороне.
Домашняя 3D-печать позволит не слишком задумываться о законности и этичности печатаемых изделий – ведь никто не увидит, не попытается запретить, устыдить или привлечь к ответственности.
Как дальнейшее распространение 3D-печати повлияет на наш быт?
Оптимисты прочат технологический рай, в котором процветает концепция индивидуализма. Большинство вещей изготовлены самостоятельно либо по персональным заказам. Черчение вновь в почёте, а основами проектирования владеет чуть ли не каждый. Люди любят и постепенно учатся творить, что положительно влияет на их мышление и личностные качества. Ещё до появления доступных 3D-принтеров российский фантаст Сергей Лукьяненко описывал расу геометров с похожими чертами и направлением развития.
Пессимисты, которых в данном случае хочется назвать реалистами, воспринимают доступную 3D-печать как социально опасную технологию двойного назначения. Наверняка она заставит правительства выдумать множество новых запретов, поскольку ряд людей вознамерится первым делом применить её в не совсем законных сферах.
3D-принтеры позволят легче воплотить мечты, а их характер зачастую пугающий. Впрочем, на первых порах можно обойтись и существующими законами, трактуя их в соответствии с новыми возможностями. Например, Undetectable Firearms Act благополучно используют как законный повод запрещать изготовление на 3D-принтерах деталей оружия.
Как и любая новая технология, 3D-печать даёт возможность легче реализовать свой творческий потенциал любому человеку независимо от его наклонностей. Остаётся надеяться, что отдельные злоупотребления не приведут к жёстким ограничительным мерам, как это уже было раньше со многими другими новинками.